Объявления

article thumbnailЗаслуженный коллектив Приморского края ансамбль танца «Плясунья» приглашает на новогодние концерты с новой программой «Пока часы 12 бьют…», которые состоятся 23 декабря в 12.00и 16.00 часовв...
article thumbnail16 декабря 2018 г.в 13.00 в Большом зале Владивостокского городского Дворца детского творчества старший и средний составы Заслуженного коллектива Приморского края Образцового музыкального театра «Овация» покажут...
article thumbnailНачался прием документов на замещение вакантной должности руководителя детского технопарка «Кванториум», создаваемого на базе муниципального автономного учреждения дополнительного образования...
article thumbnailДо самого волшебного и сказочного праздника – Нового года – осталось чуть больше месяца. А значит, пришла пора готовиться к любимому торжеству и загадывать заветное новогоднее желание! Новый 2019...
article thumbnailУважаемые дети и родители! В связи с началом работ по благоустройству территории Дворца детского творчества, с 23 октября будет перекрыт вход в театральный корпус. Вход и выход будут осуществляться через...

Ещё раз о Варяге...

В конце 19 века в борьбу за господство на Тихом океане включилась Япония, Россия, Англия, Франция, Германия и США. При этом отношения между Японией и Россией резко обострились. Всесторонне поддерживаемая Англией, США и Германией Япония уже в 1903 году была готова к войне с Россией. Благодаря помощи Англии, США и Германии она перевооружилась и построила себе корабли, превосходящие в скорости хода, бронировании, дальности стрельбы, скорострельности оснащении современными устройствами. К тому же снаряды Русских кораблей на 20% были легче, что уменьшало их пробивную силу на больших дистанциях. Но при этом дельцы военно-морского ведомства умудрились поставить часть снарядов без взрывчатого вещества, тем самым, при попадании в корабли противника наносили незначительный урон.

При развитии флота России в 1898-1904г.г. военное министерство отвлекало многочисленными работами на другие “важные” стратегические фронты нашего обширного Отечества, снимая внимание с Дальнего Востока. Насколько превратны были взгляды на этот, вопрос, что на одной из межведомственных комиссий по обороне Дальнего Востока председатель заявил, что залогом мира служит не степень вооружения государства, а выраженное твердое желание сохранить мир и, как это доказали последующие события, - это глубоко ошибочно. При этом министр финансов распределял казённые суммы на культурно-производственные расходы. Всё это пагубно повлияло на исход войны.

Создавшаяся международная обстановка в нейтральном корейском порту Чемульпо (Жёлтое море) для отряда русских кораблей на 8 февраля 1904г. Находящихся с дипломатической миссией поставила проблемы при объявлении Японией войны России: либо сдать корабли Японии, либо прорываться с боем в открытое море. И экипажи русских кораблей приняли решение “вступить в бой с японской эскадрой и попытаться прорваться в открытое море”.

В отряд русских кораблей входили:

А) Бронепалубный крейсер “Варяг”, командир которого был капитан первого ранга Руднев Всеволод Федорович, он же старший в этом отряде. Его вооружение: 8 ор. х 152мм; 12ор. х 75мм; 2ор. х 64мм; 8ор. х 47мм; 2ор. х 37мм. 6ТА

Крейсер был спущен на воду в Финляндии 19 октября 1899г. Для дальнейшей достройки на плаву. Постройка осуществлялась по заказу русского правительства. Это очень красивый на внешний вид корабль. Но было установлено устаревшее артиллерийское вооружение с прицелами для ближнего боя. Орудия на верхней открытой палубе не имели щитов защиты орудийного расчета даже от осколков.

Всё это превратило корабль как бы для “ прогулок”, но не для боя. 3 Мая 1901г. “Варяг” прибыл в Кронштадт, а затем его отправили на Дальний Восток для усиления русской эскадры. 25 февраля 1902г. Он прибыл в Порт-Артур. 16 февраля 1903г. Крейсер был направлен в Чемульпо в качестве посыльного судна.

Б) Морская канонерская лодка “Кореец”, командиром которой был капитан второго ранга Беляев Григорий Павлович. Вооружение корабля устаревшее:2ор. х 203мм; 1ор. х 152мм; 4ор. х 99мм; 1ор. х 64мм; 2ор. х 47мм; 4ор. х 37мм, 1ТА.

На нём тоже старые приборы прицеливания только для коротких расстояний. Максимальная скорость хода 13,5 узла. Корабль был построен в Швеции в 1888г.по заказу русского правительства.

В феврале 1889 года “Кореец” прибыл в Порт-Артур, где он стал заниматься гидрографическими работами с выполнением задач посыльного судна. 17 июля 1900г. В бою против Току (Китай) корабль попал под ожесточенный обстрел и получил 6 снарядов противника, но остался на плаву. Погибло 9 человек команды и ранено 80 человек. После ремонта “Кореец” продолжил службу на эскадре. 18 января 1904г. Лодка прибыла в Чемульпо.

В) Торговый транспортный пароход “Сунгари” пароходства КВЖД прибыл в Чемульпо 18 сентября 1904 года с грузом 320 тонн для корейских торговых фирм и русского посольства в Корее. 25 января 1904 года пароход разгрузился, а капитан судна был приглашен к русскому вице-консулу Чемульпо, где был извещён о напряженной обстановке в городе в связи с высадкой японских войск 26 января (8 февраля) приняв на борт казаков из охраны посольства “Сунгари” попытался войти в море, но из-за блокирующих японских миноносцев вернулся обратно. По водоизмещению после боя “Варяга” и “Корейца” в соответствии решением о затоплении, пароход перешел на более глубокое место, где и был затоплен, чтобы не достался противнику.

9 февраля 1904г. В 11:45 начался неравный артиллерийский бой “Варяга” и “Корейца” с шестью японскими крейсерами. Узкость фарватера с рейда и глубины сковывала русские корабли в маневре, заставляя держать курс 205 градусов, а также малая скорость хода “Корейца” были на руку японцам. На этом курсе, русские могли вести огонь на максимальных дистанциях стрельбы 8047м только “Варяг” 3-мя орудиями 152мм, а по достижению 6457м: - “Кореец”- 2-мя орудиями 203мм. и “Варяг” дополнение к 152мм + 2 орудия 75мм.

После получения повреждения руля “Варяг” сделал поворот (циркуляцию) на обратный курс, где и получил максимальные повреждения от японцев. Но русские корабли продолжали бой и на обратном курсе до 12:45, пока не достигли рейда порта. Японцы прекратили огонь, чтобы не повредить нейтральные корабли.

После осмотра “Варяга”, принято решение: -т.к. для ремонта нужны заводские условия “Варяг”-затопить, “Кореец”- взорвать, “Сунгари”-затопить, чтобы они не достались противнику, и команды судов пересадить на нейтральные корабли для доставки их в нейтральные порты.

Таблица применения артиллерийских сил сравнение:

Корабль

Макс. дистанция

стрельбы

Мин. Дистанция

сближения

Артиллерийское

вооружение

Кр.”Асама”

8695м

4800м

4ор. х 203мм

14ор. х 152мм

12ор. х 76мм

Кр.”Нанива”

6800м

6200м

8ор. х 152мм

Кр.”Чиода”

6000м

4800м

10ор. х 120мм

Кр.”Ниитака”

6000м

5300м

6ор. х 152мм

10ор. х 76мм

Кр.”Такачихо”

8000м

5600м

8ор. х 152мм

Кр.”Акаси”

6500м

6000м

2ор. х 152мм

6ор. х 120мм

 

Кр. “Варяг”

(Ограничен в маневре)

8047м

4800м

Смог применить:

3ор. х 152мм (205о)

3ор. х 75мм (205о)

1ор. х 152мм (25о)

2ор. х 75мм (25о)

Кр. “Кореец”

(Ограничен в маневре)

6475м

5000м

Смог применить:

2ор. х 203мм (205о)

2ор. х 203мм (25о)

1ор. х 99мм (205о)

На корабле экипаж – это одна семья и его члены взаимосвязаны. Корабль и экипаж является как одно целое – живой флотский организм. И моряки относятся к кораблю, как к своему родному дому или Родине. Все решения, принимаемые экипажем, являются законом и руководством для каждого члена экипажа. Следовательно, решение, принятое на “Варяге” и “Корейце” о принятии боя с японской эскадрой, превышающей по количеству кораблей в 7 раз было неповоротным.

Произошел кратковременный бой (15-20 минут), тем не менее весьма кровопролитный, особенно для “Варяга” вследствие подавляющей силы артиллерии противника.

В честь их гласят следующие строки:

“Хвала вам, чудо-храбрецы!

Вы славу предков поддержали,

И вы, как деды и отцы,

Сил вражьих духом не считали!”

Сражение русских моряков в морском бою при Чемульпо всколыхнуло весь мир. В признании героизма и стойкости, в честь их были написаны стихи, песни, произведения и изготовлены открытки, почтовые марки, картины и т.д.

Прибывшие команды “Варяга” и “Корейца” в России встречали 8 апреля 1904г.под общее ликование с салютами и флагами расцвечивания в Севастополе. Главный командир Черноморского флота вице-адмирал Чухнин поздравил героев с блестящим подвигом. Он сказал: “Вы истинно русские моряки, удивившие мир своей храбростью при защите чести России и Андреевского флага, готовые скорее умереть, чем сдать врагу судно”.

 

Над материалом работали воспитанники детского морского клуба «Меридиан»:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Юнга 1 статьи- Судыма Иван

 

 

 Юнга 1 статьи- Якимец Иван

Старший Юнга- Ветров Кирилл

Руководитель ДМК “Меридиан”- Трухно Виктор Терентьевич